Главная / Полезно знать / Знание спасает жизнь

Знание спасает жизнь

Руководство разработано Volvo Car Corporation в помощь водителям, чьими пассажирами являются дети. Руководство предназначено для родителей, водителей такси, и всех тех, кому необходимо разбираться в вопросах безопасности детей.

ЗНАНИЕ СПАСАЕТ ЖИЗНЬ
Каждый родитель стремится сделать все возможное, чтобы уберечь своего ребенка от беды. Ситуация "ребенок в автомобиле" - не является исключением. Однако дети продолжают получать травмы и даже погибать в результате того, что сиденье было неверно установлено, либо неверно подобрано по росту и весу ребенка, не говоря уже о случаях, когда ремни безопасности не использовались вовсе. Порой несчастье происходит по причине отсутствия необходимых знаний. Родителям казалось, что детское сиденье было установлено правильно. Они думали, что вполне безопасно сажать двух - трехлетнего ребенка в сиденье, установленное по направлению движения, вместо против направления движения. Им казалось, что они знали, как правильно закрепить ремень безопасности на ребенке.

 

ЛЕГКО ОШИБИТЬСЯ
Опрос родителей, имеющих маленьких детей, проведенный в Швеции, показал, что лишь каждый четвертый ребенок трехлетнего возраста продолжает пользоваться сиденьем, установленным против направления движения. Однако дети этого возраста еще должны пользоваться сиденьями, установленными против направления движения автомобиля. Только четверо из десяти родителей знали, как правильно располагать диагональную часть ремня безопасности на теле ребенка. Некоторые родители закрепляли ремень безопасности на маленьких детях, пользующихся дополнительной подушкой под рукой ребенка, вместо того, чтобы провести его поверх плеча. Многие родители не знали, что поясная часть ремня должна проходить по верху бедер ребенка, но не на уровне живота.

 

БУДУЩИЕ МАТЕРИ
Иногда женщины задаются вопросом, стоит ли вообще пользоваться ремнем безопасности во время беременности. Многие опасаются, что ремень безопасности каким то образом может повредить плоду. Ответ однозначен: ремнем безопасности следует пользоваться всегда, даже на самых поздних сроках беременности, но важно знать, как это правильно делать. А именно: диагональная часть ремня должна проходить по плечу, по груди и вниз к боку живота. Поясная часть ремня должна лежать на бедрах как можно ниже под животом - важно следить за тем, чтобы она не переместилась вверх. Ремень должен быть расправлен, достаточно натянут, плотно прилегать к телу. По мере увеличения сроков беременности (если за рулем беременная женщина), следует отрегулировать сиденье и руль таким образом, чтобы получить возможность свободно управлять автомобилем, а значит иметь свободный доступ к педалям тормоза, акселератора и рулевому колесу. В то же время важно отрегулировать сиденье водителя так, чтобы расстояние между рулевым колесом и животом было как можно больше.

 

УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВКИ ПОЛОЖЕНИЯ РЕМНЯ
Устройство регулировки положения ремня - новинка на рынке аксессуаров безопасности. Устройство предназначено для удержания поясной части ремня как можно ниже и дальше от живота. На сегодняшний день не проводились исследования, результаты которых могли бы подтвердить повышение уровня безопасности благодаря использованию устройства регулировки расположения ремня безопасности. Однако также не существует данных, указывающих на то, что устройство регулировки снижает безопасность.

НЕДОСТАТОЧНО ДЛИННЫЙ РЕМЕНЬ
Обычная проблема, с которой сталкиваются женщины на последнем сроке беременности при использовании ремня безопасности - дискомфорт. Некоторым женщинам не хватает длины ремня. Если Вы не можете закрепить ремень безопасности, Вам следует воздержаться от путешествий на автомобиле. Также воздержитесь от управления автомобилем на последних сроках беременности, так как рулевое колесо или подушка безопасности могут нанести травму ребенку в случае аварии.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Наиболее часто регистрируемая причина смерти происходит в результате частичного или полного отрыва плаценты от стенки матки, в результате чего плод перестает получать необходимое количество кислорода. Почему это происходит? Исследователи считают, что в то время как сама матка - относительно эластична и может легко менять форму, плацента не является достаточно эластичной и упругой, когда на нее действуют силы ускорения. Используя в своих исследованиях манекен "Линда", имитирующий беременность, мы имеем возможность узнать больше. Продолжая работать над усовершенствованиями в области безопасности и комфорта беременных женщин, мы с уверенностью можем утверждать, что ремень безопасности при правильном использовании обеспечивает наилучшую защиту от травм и летального исхода в случае аварии. А именно: диагональная часть ремня должна проходить по плечу, по груди и вниз к боку живота. Поясная часть ремня должна лежать на бедрах как можно ниже под животом. Важно следить за тем, чтобы она не переместилась вверх. Ремень должен быть расправлен, достаточно натянут, плотно прилегать к телу. По мере увеличения сроков беременности (если за рулем беременная женщина), следует отрегулировать сиденье и руль таким образом, чтобы получить возможность свободно управлять автомобилем, а значит иметь свободный доступ к педалям тормоза, акселератора и рулевому колесу. В то же время важно отрегулировать сиденье водителя так, чтобы расстояние между рулевым колесом и животом было как можно больше.

ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В АВТОМОБИЛЕ
Первая в жизни поездка ребенка в автомобиле происходит в день выписки из родильного отделения. Это нервная поездка по многим причинам. Новая жизнь пришла в мир. Новая жизнь началась для родителей, братьев и сестер. Поэтому автомобиль должен двигаться со скоростью улитки. Любая неровность может потревожить малыша. По крайней мере, так кажется встревоженным родителям первенца. Но уверяем Вас, малыш будет цел и невредим в специальном сидении для младенцев. Сиденье следует правильно закрепить и установить против направления движения автомобиля. Такое специальное сиденье для младенцев обеспечивает самую лучшую защиту ребенку до девяти месяцев жизни, до тех пор, пока он не вырастет из него. Когда головка малыша сравняется с верхом сиденья, наступит время менять сиденье для младенцев на сиденье для детей, но все еще предназначенное для установки против направления движения автомобиля.

СПЕЦИАЛЬНО ИЗГОТОВЛЕННЫЕ КРЕСЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Любой родитель, перед которым когда-либо стояла проблема выбора сиденья для младенца подтвердит, что это непросто. Большинство автокресел выпускается производителями сидений. Они пригодны для использования в определенных автомобилях, но не во всех. Способы крепления сидений для детей также различны.
Как результат, многие детские сиденья не пригодны для использования в определенных моделях автомобилей, или их неправильно устанавливают. Для отрасли, в целом, эта проблема оставалась неразрешенной в течение продолжительного периода времени. Все испытывали необходимость единого подхода, стандартизации сидений для младенцев и детей. Для решения этой задачи Международная Организация по Стандартам (ISO) создала отдельную рабочую группу. По завершении десятилетнего периода работы, пятнадцать стран, участвовавших в этом проекте, достигли договоренности по поводу системы Isofix.

НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ
Стандарт Isofix обычно состоит из трех основных элементов. Две точки крепления, являющиеся неотъемлемой частью салона автомобиля, расположены между спинкой и сиденьем. В них вставляется стандартная рама, в которую затем легко крепится и снимается сиденье для младенца или ребенка. Некоторые сиденья для младенцев или детей стандарта Isofix не оборудованы отдельной рамой. Они просто вставляются в точки крепления. Стандарт Isofix был принят в 1999 году. Начиная с 2000 года, все новые автомобили, предназначенные для продажи в Соединенных Штатах, должны иметь точки крепления Isofix. Подобный законодательный акт будет вскоре принят в Европе и остальных странах мира. Многие новые автомобили, находящиеся в эксплуатации, уже оборудованы креплениями Isofix, что позволяет использовать сиденья для младенцев и детей. У тех, кто хочет и может приобрести новый автомобиль с креплениями Isofix, появилась возможность такого выбора. Всем остальным приходится следовать более сложным инструкциям по установке других систем.

ПОЧТИ КАК ЛЮДИ
Первому в истории манекену, созданному в 1949 году для проведения краш-теста дали имя Сьерра Сэм. Манекен имитировал взрослого мужчину крепкого телосложения и был предназначен для проведения теста катапультируемого сиденья для военно-воздушных сил США. В 1956 году военные поделились результатами своих исследований с производителями автомобилей. Первый манекен, созданный специально для испытаний автомобилей в аварийных ситуациях появился шестью годами позже. Современные манекены для краш-тестов мало напоминают Сьерра Сэма. Первые манекены имели достаточно простую конструкцию, их создавали, чтобы доказать эффективность систем безопасности, таких как ремни. В процессе таких исследований не удавалось провести достаточное количество измерений, ведь манекены совсем не были похожи на людей.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ МАНЕКЕНЫ
Современные манекены для краш-тестов созданы так, чтобы их реакция напоминала реакцию человека. Они имеют вес, размер и пропорции сходные с типом человека, которого манекены имитируют. Их головы, а также другие части тела: шея, колени, грудная клетка сконструированы таким образом, чтобы их реакция на различные нагрузки была подобна реакции частей тела человека. Внутри манекенов находятся электронные датчики для измерения нагрузок, которые испытывает человек в автомобильной аварии: ускорения, торможения, смещения.

КАК ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА РЕАГИРУЕТ НА НАГРУЗКИ
Для того чтобы узнать, что происходит с телом в момент резкой остановки автомобиля, необходимо получить данные о процессе торможения. Данные о смещении тела позволяют изучить процесс сдавливания грудной клетки. Изучаются данные о нагрузках, и их влиянии на процессы смещения различных частей тела. Проанализированные данные о смещении тела могут быть использованы для того, чтобы узнать больше о нагрузках, которые испытывает позвоночник в момент аварии. Ученые и инженеры изучают и сопоставляют множество различных данных, полученных в процессе испытаний.
Это позволяет им понять, что происходит с человеческим организмом во время реального столкновения.

НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ СТАНОВЯТСЯ БЕЗОПАСНЕЕ
Вот уже многие годы в автомобильной промышленности ведутся научные разработки в области создания манекенов для краш-тестов. Ускоренными темпами ведется научно-исследовательская работа в области обеспечения безопасности. Статистические данные говорят о том, что в конце 90-х годов риск травм и смерти в автомобильных авариях снизился на 25 процентов, по сравнению с началом 80-х годов. Это стало возможным благодаря тому, что системы безопасности, такие, к примеру, как подушки безопасности, стали обычным оборудованием современного автомобиля. Стоит добавить, что кузов автомобиля стал более прочным и лучше выдерживает нагрузки при столкновении. Все это было бы невозможным без должных научно-исследовательских работ. Манекены все еще продолжают играть важную роль в таких исследованиях.

ХРУПКИЕ ПАССАЖИРЫ
Младенцы и дети - хрупкие пассажиры. У них большие и тяжелые головы по сравнению с телом. К примеру, голова девятимесячного ребенка составляет 25 процентов массы его тела. Для взрослого человека этот показатель составляет 6 процентов. Пропорции частей головы младенца так же значительно отличаются от пропорций головы взрослого человека. Лицо младенца относительно невелико по сравнению с остальной частью головы и мозгом. Если младенец или ребенок получают травму головы, чаще всего это означает, что получена травма головного мозга, а это значительно серьезнее, чем травма лица. По причине хрупкости черепа, травмы головы у младенцев зачастую намного серьезнее, чем аналогичные травмы у взрослых.

ШЕЯ - УЯЗВИМАЯ ЧАСТЬ ТЕЛА
Другими частями тела, считающимися уязвимыми у детей, являются непропорционально тонкая и не до конца сформированная шея и несформированный таз. Самым важным отличием между тазом взрослого
человека и ребенка является отсутствие у детей такой важной детали анатомического строения как подвздошный гребень. Это костное образование у взрослого человека не позволяет ремню безопасности съехать вверх, и как следствие, получить травмы брюшной полости при ударе автомобиля. До тех пор, пока ребенку не исполнится восемь - десять лет, его таз имеет весьма округлую форму. Только в период полового созревания, таз приобретает очертания таза взрослого человека с вполне сформированным подвздошным гребнем.

МЯГКИЙ СКЕЛЕТ
Шейные позвонки новорожденного состоят из отдельных костей, связанных между собой хрящом, другими словами, скелет младенца все еще остается мягким. С возрастом, по истечении трех лет, хрящ превращается в кость. Процесс окостенения продолжается вплоть до периода полового созревания. Так же постепенно развиваются связки и мышцы шеи. В процессе роста у человека меняется форма шейных позвонков: от плоских у маленьких детей, до седлообразных у взрослых. Седлообразная форма шейных позвонков позволяет им поддерживать друг друга в момент резкого движения головы вперед. У маленьких детей такая форма защиты отсутствует.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРОТИВ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ - БЕЗОПАСНЕЕ ДЛЯ ВСЕХ
Самым безопасным положением во время поездки в автомобиле является положение против направления движения, но, учитывая существующий дизайн наших автомобилей, для взрослых это не представляется возможным. Однако маленькие дети могут и должны путешествовать в автомобиле, сидя против направления движения автомобиля как можно дольше. В случае фронтального столкновения, голова человека, сидящего по направлению движения, будет с силой отброшена вперед. В этот момент сила инерции отбросит голову на грудину, а затем голова откинется назад. Шея взрослого человека, относительно приемлемо выдержит эту нагрузку, в отличие от шеи маленького ребенка.

КОРОТКО О МАНЕКЕНАХ ДЛЯ КРАШ-ТЕСТОВ

В настоящее время для проведения краш-тестов выпускаются манекены различных размеров и типов. Большая их часть используется для проведения тестов на фронтальный удар, некоторые были разработаны специально для проведения тестов на удар сбоку и сзади. Самый распространенный манекен имитирует американского мужчину среднего телосложения. Существуют манекены, имитирующие мужчину очень высокого роста и крупного телосложения, в отличие от них, женский манекен - маленького роста и очень изящен. Настолько изящен, что он используется для имитации обычного двенадцатилетнего подростка. Помимо такого сочетания женщина/двенадцатилетний подросток, другие манекены имитируют детей десяти, шести и трех лет, затем - восемнадцати, двенадцати, девяти, шести месяцев и новорожденных.

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ИЛИ ПРОТИВ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ?
Идея расположения младенцев и детей по направлению против движения родилась в Швеции в 60-е годы и принадлежала профессору Университета Калмерс в Гетеборге Бертилу Алдману. Профессор Алдман позаимствовал принцип конструкции сидений, которыми пользовались астронавты миссии "Джиминай" во время взлета и посадки, состоявший в распределении нагрузки пропорционально по всей спине. Та же идея легла в основу создания автомобильного сиденья для детей, располагающегося против направления движения. В случае удара спереди, нагрузку принимает спина, а не хрупкая шея.


ПО ПРИМЕРУ ШВЕЦИИ

Благодаря Профессору Алдману, детские сиденья, устанавливаемые против направления движения, стали широко использовать в Швеции раньше, чем в других странах. Результаты отражены в статистических исследованиях автомобильных аварий. К примеру, исследования, проведенные страховой компанией Фольксам, выявили: в случае аварии, дети, находящиеся в сидениях по направлению движения, подвержены риску получения серьезных травм или гибели в пять раз больше, чем дети, находящиеся в сидениях против направления движения. Если сравнить результаты статистики автомобильных аварий в Швеции и других странах мира, отличия будут поразительными. К примеру, во Франции. Риск детской смертности во время автомобильных аварий во Франции в два раза выше, чем в Швеции. С ними схожи статистические данные об авариях в Германии.

Обратите особое внимание на различия в возрастной категории "старше года". Именно в этом возрасте большинство немецких детей пересаживают в сиденья, устанавливаемые по направлению движения, в то время как большинство шведских детей, по крайней мере, до возраста трех лет продолжают пользоваться сиденьями, устанавливаемыми против направления движения автомобиля.

ПОВЫШЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тип защиты, обеспечивающий безопасность ребенка во время аварии, несомненно, имеет большое значение. Использование стандартного ремня увеличивает вашу безопасность на 60% по сравнению с тем, когда ничто не ограничивает ваших движений. Использование детского сиденья, устанавливаемого по направлению движения автомобиля, или дополнительной подушки повышает безопасность на 80%. Использование детского сиденья, устанавливаемого против направления движения автомобиля, повышает безопасность на 90%.

ВРЕМЯ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД
Рано или поздно наступит время, когда ребенок вырастет из сиденья, устанавливаемого против направления движения автомобиля. Обычно это происходит в возрасте от трех до четырех лет. Пришло время путешествовать лицом по ходу движения автомобиля, пользуясь дополнительной подушкой, снабженной специальной спинкой или без нее. Убедитесь, что подушка имеет выступы для фиксации поясной части ремня безопасности по бедрам и верхней части ног. Существует несколько преимуществ, говорящих в пользу использования дополнительной подушки снабженной спинкой. Спинка предоставляет дополнительную защиту в случае бокового удара автомобиля. Спинка способствует более удобному положению ребенка во время сна, особенно если она снабжена боковыми выступами, о которые
можно опереться. Они также не позволят голове болтаться из стороны в сторону во время сна, как это подчас происходит.

НЕ СЛИШКОМ ДАЛЕКО НА ПЛЕЧЕ
Спинка также способствует более правильному расположению ремня: около шеи и по плечу. Ребенок, сидя на дополнительной подушке с или без спинки, пристегнут стандартным трехточечным ремнем безопасности. Очень важно следить за тем, чтобы ремень был расположен на теле ребенка правильно. Основное объяснение использования дополнительной подушки не в том, чтобы предоставить ребенку больше обзора, просто - это лучший способ добиться правильной геометрии ремня безопасности. Диагональная часть ремня должна проходить по плечу и поперек груди и быть достаточно натянутой. Расправьте ремень, пристегивая ребенка. Чем меньше у ремня свободный ход, тем лучше. Пусть у Вас не вызывает тревоги тот факт, что ремень проходит близко от шеи ребенка. Может казаться, что это не очень удобно, но уж во всяком случае, при аварии это не повлечет удушения. Важно следить за тем, чтобы ремень располагался не у самого края плеча, так как в случае резкой остановки автомобиля, голова ребенка, выброшенная вперед, потянет ремень дальше к краю плеча, что снизит его защитные функции.

НИКОГДА НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ РЕМЕНЬ ПОД РУКОЙ
Ребенок подвержен риску, если ремень расположен у самого края плеча. Во время аварии он может соскользнуть, и ребенок будет выброшен вперед. Ни при каких обстоятельствах ремень не должен проходить под рукой ребенка. Это означало бы, что ничто не удержит ребенка от пролета вперед, в худшем варианте через лобовое стекло. Поясная часть ремня должна проходить по бедрам и верхней части ног. Проследите, чтобы эта часть ремня плотно прилегала к телу и всегда проходила точно по выступам, расположенным с обеих сторон дополнительной подушки. В противном случае, при аварии, ремень может съехать на живот ребенка и повлечь травму внутренних органов. Если поясная часть ремня будет проходить по тазу, она не сможет защитить ребенка, так как анатомическое строение таза ребенка отличается от строения таза взрослого человека. Использование обыкновенной подушки совершенно неприемлемо, так как она очень мягкая, и не имеет необходимых выступов. При аварии она может сжаться или выскользнуть. В этом случае ребенок рискует проскользнуть под ремнем.

СЛОН НА ЗАДНЕМ СИДЕНЬЕ
Конечно, всегда найдутся люди, которые пусть редко, но пренебрегают ремнем безопасности. Быть может, они просто забывают пристегнуть себя или своих детей перед поездкой. Возможно, они думают, что поездка не будет продолжительной. Быть может, ребенок настолько непоседлив, что нет никакой возможности заставить его посидеть смирно, чтобы пристегнуть ремень. Или ... ведь это только по городу, и мы будем ехать совсем медленно... Однако ... Ребенок весом 30 кг, находясь в автомобиле, двигающимся со скоростью 40 км/ч, при фронтальном столкновении с твердым объектом, таким, к примеру, как отвесная скала, будет весить тонну. Целую тонну!

ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ РАЗДАВИТЬ ВОДИТЕЛЯ
Если такая масса обрушится Вам на спину, высока вероятность того, что ребра сломаются и пронзят легкие. Смерть наступит в течение 60 секунд. Другой вариант: ребенок пролетает через лобовое стекло и ударяется о тот же объект, который явился причиной остановки автомобиля. Дальнейший сценарий развития действий не менее страшен, чем первый.

Еще несколько цифр:
Если Вы взберетесь на обыкновенный стул и упадете плашмя лицом на пол, результат будет такой же, как если бы произошла авария автомобиля, движущегося со скоростью 15 км/ч, а Вы - не пристегнуты. Для того чтобы узнать результат аварии, но уже при скорости 20 км/ч, Вам бы пришлось поставить четыре стула друг на друга, прежде чем упасть с него. Для того чтобы инсценировать аварию при скорости 30 км/ч, придется использовать восемь стульев. Восемь стульев, поставленных друг на друга - это уже настоящая башня. 30 км/ч (18.6 миль в час) совсем не высокая скорость. Обычно мы едем с более высокой скоростью даже "только по городу". Поэтому - пользуйтесь ремнями безопасности. Всегда. Это касается каждого в автомобиле.