Главная / Полезно знать / Адаптер ремня безопасности... За или Против?

Адаптер ремня безопасности... За или Против?

     «Адаптер ремня безопасности» - сейчас это устройство хотя бы внешне знакомо многим, оно продается и в детских магазинах, и даже в "детских отделах" аптек.

      Хорошо, когда у родителей перед покупкой чего-либо для своих детей возникает вопрос: «А безопасно ли это?» или «Будет ли это удобным для Моего малыша?»

     Что касается адаптера ремня безопасности, то его товарная упаковка пестрит всеми возможными регалиями буквально кричащими о его превосходстве в обеспечении безопасности для детей. В то же время на практике специалисты в области детской безопасности не рекомендуют пользоваться этим устройством, утверждая, что «адаптер» не только не защищает ребенка, но и сам может нанести серьезные травмы.

      Так что же в данном случае соответствует истине, и может ли все-таки «адаптер» заменить специализированные автокресла группы 2/3?

Кстати, дискуссия по этому поводу уже разворачивалась на сайте наших коллег, там приведены четкие аргументы по этому вопросу.

      Итак, начнем по порядку. Для чего были придуманы и введены в обязательное использование для детей такие удерживающие устройства как автокресла? (В Европе они применяются уже более 30 лет!) Для того, чтобы минимизировать шанс получения серьезных травм и спасти жизнь ребенку в ситуации аварии или резкого торможения! А не для того чтобы «дядя милиционер» не придирался. Так вот эти самые автокресла за десятилетия своего существования, исследований, тестирования, постоянно совершенствовались, чтобы стать максимально эффективными в обеспечении безопасности маленьких пассажиров. Вся конструкция автокресел разработана с учетом роста, веса и физиологии ребенка, пока  обычное автомобильное сиденье для него велико. На сегодняшний день существуют стандарты, которым должно соответствовать автокресло - европейский ЕЭК ООН № 44 и российский ГОСТ Р 41.44-2005

      Так вот, согласно ГОСТу  Р 41.44-2005: "Для групп I, II и III все удерживающие устройства, в которых использована поясная лямка, должны быть сконструированы так, чтобы все нагрузки, передаваемые через лямку, приходились на таз". Обсуждаемый нами «адаптер» опускает диагональную лямку ремня и поднимает поясную до уровня живота, что совершенно недопустимо! При рывке нагрузка придется не на кости таза, как положено, а на мягкий живот, что чревато травмами внутренних органов.

Из материалов «Авторевю» (№6, 2008 г.): «...критерий повреждения головы в полтора раза ниже, чем со штатным ремнем. Но такие «адаптеры» только увеличивают главную опасность для школьника - риск травм живота. Вот их общая особенность: подтягивая диагональную лямку вниз, при ударе они неизбежно сдвигают поясную лямку вверх, и она вонзается в живот».

       Кроме того, расположение ремня в области живота, как бы «складывает» тело ребенка, выбрасывая верхнюю часть туловища резко вперед, что увеличивает риск удара о спинку переднего кресла. Заметьте, ничего подобного никогда не происходит с автокреслами.

Другой проблемой является возникновение эффекта «подныривания», при котором диагональная и поясная лямки резко подскакивают вверх, оказываясь в области шеи и груди соответственно. Такие результаты подтвердило независимое тестирование, проведенное журналом «Авторевю» в специальной лаборатории с использованием современных манекенов, предназначенных для краш-тестов.

      Следует заметить, что столкновение автомобиля бывает не только фронтальным, но и боковым, в общем-то, удар может прийтись на любую часть машины. А это грозит опасными перегрузками головы и груди при ударе о дверь. При боковом ударе голова ребенка по инерции резко наклоняется в сторону, что может травмировать шейные позвонки. Защитить голову ребенка может только развитая боковая защита автокресла. Надежная фиксация ребенка в автокресле и самого автокресла в автомобиле препятствует резкому смещению, снижает нагрузки на ребенка в случае аварии.  

         Материалы, из которых изготовлены «адаптер ремня» и его крепления (кнопки и липучки), могут не выдержать даже слабый удар. Это сводит «на нет» всю попытку обеспечить безопасность, т.к. неизвестно, сможет ли в этом случае адаптер удержать диагональную часть ремня на плече, и не соскочит ли она на шею при ударе. В хороших автокреслах материалам  и замкам уделяется повышенное внимание: замки продуманы таким образом, что не могут  расстегнуться сами или их расстегнуть ребенок, существуют системы дополнительного натяжения и фиксации ремней и т.п.

      Напомним, что конструкция детских автокресел разработана с учетом роста, веса и физиологии детей. Ребенок (ниже 150 см), сидящий на обычном автомобильном сидении испытывает дискомфорт. Связано это с тем, что сиденье автомобиля спрофилировано под рост и длину ног взрослого человека. Для ребенка подушка автомобильного сиденья слишком длинная - неудобно ногам; поясничный выступ автомобильного сиденья оказывается у ребенка в области лопаток, заставляя сутулиться; ребенок сидит низко и не видит, что происходит за окном. Только детские автокресла могут решить эту проблему и позволяют позвоночнику вашего ребенка развиваться правильно.

      Исходя из выше сказанного, адаптер ремня безопасности не только не обеспечивает должной защиты ребенку, но и может навредить; по сути, противоречит ГОСТу 41.44-2005, хотя и имеет отметку о соответствии. Беда в том, что Детские удерживающие устройства в России по-прежнему не подлежат обязательной проверке на безопасность. А уже существующие требования к безопасности детских удерживающих устройств не учитывают важнейший фактор - защиту живота.

Уважаемые родители, выбор остается за вами. Помните, что речь идет о жизни Вашего ребенка!